Проблема сирот до сих пор остается открытой. Потому что если до совершеннолетия ими занимается государство и эти дети находятся в интернатах, приемных семьях и детских домах семейного типа, то после 18-ти они должны идти во взрослую самостоятельную жизнь. На самом деле большинство сирот совершенно не готовы к этому.
Наверное, если бы не социальные общежития и люди, которые работают в них, большая часть бывших сирот и детей, лишенных родительской опеки, автоматически переходила бы в категорию бомжей. Если нет собственного жилья и работы, то до этого недалеко.
- Наше заведение существует четыре с половиной года, - говорит директор Ровенского областного социального общежития Игорь Новосад. - То есть еще четыре года назад эти дети выходили из интернатов и слонялись по городу. Что оставалось для них открытым, то это подвалы, чердаки и вокзалы. Наше общежитие стало реальным выходом для такой категории детей, потому что за три года, которые они могут находиться в этих стенах, сироты адаптируются к жизни, становятся самостоятельными и более уверенными в себе.
В социальном общежитии, рассчитанном на 30 человек, молодые люди живут почти на всем готовом. Единственное условие - они должны в этот период учиться или работать. И хотя здесь принимают сирот от 15 до 23 лет включительно, большинство приходят сюда именно после наступления совершеннолетия.
- Причина в том, что в приемных семьях ними также занимаются только до этого возраста. Куда идти дальше, сироты должны решать сами, - подчеркивает директор заведения. - Мы хорошо понимаем, как это - оказаться наедине с множеством проблем современной жизни, поєтому и помогаем им в адаптации.
- Большинство из наших детей процесс адаптации проходит очень медленно, - добавляет социальный педагог общежитии Жанна Захарец, которой приходится одновременно выполнять обязанности и психолога, и педагога, и юриста. - Особенно у тех, кто пришел из интерната. Там все было централизовано: вместе ходили к врачам, им подавали готовую пищу и так далее. Здесь они оказываются один на один с суровой действительностью, и им становится страшно. Они не знают, куда устроиться на работу, к каким врачам и куда идти, как разговаривать с работодателями. Мы нацеливаем их и на то, чтобы откладывали часть своей зарплаты на будущее, пока есть такая возможность. Конечно, жизнь вносит свои коррективы, со временем эти дети узнают, что к чему, но при этом все время спрашивают совета. Мы же ими занимаемся на всех уровнях, даже в судах. А когда заканчивается срок пребывания в нашем заведении, обязательно связываемся с социальными службами, информируем их и дальше уже они следят за судьбой наших подопечных. Хотя и потом наши дети часто приходят к нам посоветоваться или просто пообщаться.
После 23 лет волей-неволей приходится идти во взрослый мир. И хотя государство ставит эту категорию молодежи на квартирную очередь, работники общежития не помнят, чтобы кто-то из них получил собственное жилье. Поэтому, как могут, помогают и в этом.
- Вопрос куда деваться сироте после 23 лет беспокоит и нас, - говорит Жанна Николаевна. - В Ровно есть общество с ограниченной ответственностью «Аронж», у которого есть общежитие. Мы договорились с их администрацией, и они предоставляют комнаты в своем общежитии за 495 гривен в месяц - это самое дешевое, что в настоящее время можно найти в нашем городе. В Пустомытах есть Христианский союз, где размещают женщин. В Карпиловке есть общежитие, в который также принимают сирот. У них есть определенные принципы: не пить, не курить. Кто не может работать - ведет домашнее хозяйство. То есть, на сегодня только эти организации откликаются на наши просьбы, а большинства сирот приходится в дальнейшем снимать квартиры. Это недешево. Единственное, что радует, к тому времени они уже работают и имеют определенные накопления.
В настоящее время в социальном общежитии живет 18 человек, из них шесть девушек и 12 юношей. И еще плюс несколько молодых мам с детьми, находящихся в отделении матери и ребенка.
Неля ЗАБОЛОТНА
http://7d.rv.ua/news/2015-10-01/do-18-rokiv-internat-dali-socialnyy-gurtozhytok