Татьяна Демирджи - психолог, детский и подростковый психотерапевт, кандидат психологических наук.
Тема сложная, и достаточно болезненная и для женщин и для мужчин, и для всех тех, кто работает с усыновителями. Но все же попробуем разобраться с тем, когда процесс принятия ребенка в семью лучше отложить на потом.
Часто семейные пары принимают решение усыновить ребенка, руководствуются эмоциями и желанием быть "как все". "У всех есть дети, а у нас нет" вполне закономерный и часто встречающийся ответ среди усыновителей на вопрос: "Почему вы решили усыновить ребенка". Но важно разобраться, что на самом деле стоит за этим желанием. Естественные потребности, страх и чувство неполноценности или желание заменить того, кого они утратили?
Для тех, кто обучает усыновителей, важно не только дать информацию о психологических особенностях детей-сирот, о влиянии травмы и о развитии ребенка, но и не менее важно понять мотивы самих усыновителей. За этим стоит определенная ответственность, ведь ребенок, попадающий в семью не должен стать средством исцеления от собственных травм. А особенно, от травмы потери собственного ребенка кандидатов в усыновители.
Приведу пример. Имена и подробности изменены для сохранения конфиденциальности. Супруги Елена и Дмитрий собрали документы и пришли на обучение. Формально они прекрасные кандидаты: жилье, доход, друзья, родственники, активный образ жизни. Почему формально? Уже со второго занятия Елена отказывается посещать курсы, из-за занятости на работе. По законодательству только один из супругов вполне может быть кандидатом в усыновители и Дмитрий продолжил обучение. Он выполняет с супругой все домашние задания и делиться с ней всей информацией. Безусловно, отсутствие потенциальной матери на обучении настораживает, ведь именно она в последствии будет с ребенком большую часть времени. Но опять же, формально, пара проходит курс. И только в личной беседе, которая состоялась с Дмитрием в перерыве, оказалось, что супруги потеряли ребенка менее полугода назад. Беременность прекратила свое развитие на большом сроке около 7 месяцев. Куплено все для малыша, был известен пол ребенка, придумано имя. Супруга перенесла сложную и болезненную операцию. И вот они решают, что возьмут младенца, можно ведь? И того же пола, и возросла до года, отдадут ему все то, что приготовили для своего, который не родился. Когда мы обучали с коллегой эту пару у меня еще не было опыта потери беременности, но уже тогда я понимала, что нельзя никого никем заменить.
Пара получила отказ в усыновлении. На встрече Елена была в ярости, она кричала, что мы не имеем права, что мы не понимаем как важен ей усыновленный ребенок. Мы тогда сказали что-то вроде приходите через год или 2, Вы еще в травме потери, Вам сейчас нельзя ребенка. Но сейчас спустя больше 5 лет я понимаю, что нельзя никем никого заменить. Что это значит? Что никакой ребенок не может заменить того ребенка которого потеряли. Что потерю важно прожить, прорыдать, простить всех, кого обвинял, и принять этот опыт как тот что дан.
Врачи не рекомендуют беременеть минимум 1 год, чтобы организм восстановился после стресса от выкидыша или операции при замирании плода. В зависимости от сложности операции или обстоятельств прерывания беременности этот срок может увеличиться до 3 и 5 лет. Кроме того, после этот назначают специальное лечение. А что с психикой? Почему нам кажется что ей не нужно время на восстановление? Почему мы думаем, что травма потери не нуждается в специальной терапии?
Ведь усыновление - это психологическое рождение ребенка, другого, нового. Хоть и физически все происходит иначе, но в итоге в семейной системе появляется Человек.
Давайте пофантазируем, что Елена и Дмитрий усыновили младенца. Смогут ли они воспринимать его как другого ребенка? Не будут ли они рыдать над кроваткой понимая, что вот на этом месте должен был быть их собственный малыш. А когда ребенок подрастет, не будут ли они думать о том, что если бы это был наш родной, он бы себя так не вел, любил бы нас больше и всегда бы ценил то что мы делаем для него. На этом я остановлюсь... Потому что если Вы, пережили то же, что и эта семья Вы сейчас или в слезах или в безумной злости на меня. Но я примерно понимаю, что они пережили.
Травма потери имеет несколько стадий: шок, отрицание (не может быть, это не со мной); гнев и обида (поиск виноватых в случившемся, злость на других или на себя); торги или сделка (попытки изменить ситуацию, вина); депрессия (слабость, печаль о случившемся); принятие (смирение, продолжение жизни). В психологической литературе указаны срок проживания потери от 1 до 2 лет, но мы помним что все зависит от тяжести утраты. На одном семинаре я слышала, что материнская утрата самая болезненная и возможно восстановление до 7 лет.
Приведенный пример - наверное самый сложный в моей практике. И я искренне надеюсь, что эта семья восстановилась и физически и психологически. Ведь чтобы что-то дать другим, важно самому быть в ресурсе. Но давайте вернемся к теме, когда не нужно спешить с усыновлением. Ответ категоричен - при любой потере не нужно. Вот примерный список из практики:
1. Потеря ребенка в результате смерти (самая сложная потеря требующая длительного восстановления и психологической помощи);
2. Потеря ребенка в случае развода (ребенок остался с одним из родителей, а второй не имеет возможности с ним видеться);
3. Потеря кого-то из родственников (как ближайших так и дальних, но тех с кем были близкие отношения);
4. Потеря здоровья (физические травмы, влияющие на качество жизни, а также если Вы только что узнали о том что не можете иметь детей. Этот вид потери так же нуждается в проживании, смирении и принятии).
Все эти виды потерь нуждаются в психологической помощи и, в первую очередь, это важно для самих родителей.
И в завершение скажу. В Украине есть семьи, которые не смотря на рекомендации специалистов взяли детей, даже имея самые сложные не прожитые и не принятые потери. Многие их них распались, многие имели очень травматические отношения с усыновленным ребенком, и в нескольких случаях был возврат детей в интернат. Стоит ли рисковать судьбой принятого на воспитание ребенка? Мой ответ - категорическое нет. Потому что, как мы уже с Вами поняли, НИКОГО НИКЕМ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ.