Автор: Александр Гезалов
Пожалуй, лично для меня самой большой проблемой в жизни сирот (когда-то и своей) является их консервативное поведение, когда они могут часами и сутками сидеть в одном здании и чувствовать себя при этом комфортно. Дети-сироты, законсервированные дети, привыкшие жить в одном пространстве.
Причем это даже никак не рассматривается с точки зрения вреда, в том числе психическому здоровью. Вот бы попробовать чиновника посадить в детдом хотя бы на день в такие условия. Думаю, он бы сбежал уже через час, но сироты ничего, живут. И если переместить детдомовца в другое пространство, но обязательно со стенами, он и там будет жить также преспокойно. Регулярно об этом говорят приемные родители: сирот сложно вытащить за собой куда бы то ни было. Это часто становится проблемой, особенно для путешествующих семей. Сила привычки у сирот сильнее интереса узнать что-то новое. Воля детдомовца никогда не активировалась, она была попросту не нужна.
Такая «усидчивость» мешает и будущей адаптации сирот, когда они покидают детский дом, когда надо собственными ногами и энергий добиваться и жилья, и работы. И когда не знающие этой проблемы добрые люди видят, что сироты неохотно идут работать или получать сертификат на жилье, они никак не активируют детдомовца, а сами идут за него решать проблемы в государственное учреждение. У сироты нет мотивации самостоятельно преодолевать разные жизненные расстояния, потому что в детдоме он делал это голосом или вытянув руку. Вот почему довольно часто выпускники детдома спохватываются слишком поздно. Начинают решать свои вопросы, когда им уже больше двадцати трех лет, когда они выходят из-под опеки и реально оказываются один на один с проблемой. Идти вперед им приходится на слабых, совсем нетренированных ногах.
Длительное пребывание в одних стенах выращивает в сиротах умение и навыки выживать в малом пространстве, так пригодное для специалистов, которые работают в таких объемах и местах. Но такую способность сирот мало кто использует, они идут получать профессии, требующие иного пространственного восприятия. При этом у многих из них есть в том числе и пространственная боязнь, отсутствие опыта и умения принять иные границы. Все это приводит к тому, что уже в учебных заведениях они готовы сутками просиживать в общежитиях.
Когда ребенку не интересны иные рубежи, это негативно влияет на его умение строить свое будущее, искать места иного местонахождения и будущего пребывания. Это так нормально для обычной семьи: отправиться на несколько дней в гости или на отдых, или же просто поменяться с родными комнатами в общей квартире. Поменять мебель, шторы и обои, перестраивать и перестраиваться. В рамках детского дома это не делается, а часто просто невозможно, так как это не является приоритетом подготовки и воспитания сирот. Они годами спят на одних и тех же кроватях и видят один и тот же пейзаж за окном. Как и своих товарищей по плаванию в одной лодке.
Довольно редко сироты покидают насиженные в детстве места, учитывая, что сейчас в детдомах открываются центры адаптации и проживания выпускников. То есть консервная жизнь не только продолжается, но и активно поддерживается, потому что по иному сценарию система работать не умеет. Для того чтобы это изменить, необходимо понять несколько важных моментов.
Первое, никогда дети не вырастут гармоничными, если будут жить скученно. Второе, для того, чтобы развивать в себе качества, навыки и умения преодолевать трудности, эти трудности должны быть. В-третьих, научившись годами лежать на кровати, ребенок всю жизнь будет искать только это пространство. В-четвертых, спасти сироту от «подводной лодки-детдома», может только иная подводная лодка — семья, только вот бы им встретится в просторах жизни. Необходимо эти просторы формировать, фондам и самим детдомам, если они не хотят опекать сирот еще долгие годы. Дать вовремя весла — значит, дать будущее. Где вы, весла? Где ты, будущее?
Источник:http://changeonelife.ru/2012/08/30/konservnyie-deti-kak-razrushit-detdomovskie-stenyi/