Еще один фактор риска, который может ухудшить дело в ситуации возможного возврата – это давление социума. К сожалению, мы пока не имеем дружелюбного поддерживающего социума, который бы считал адаптацию ребенка в семья общим делом и считал своим долгом помогать семье, ребенку и как-то вкладываться в этот процесс. К сожалению, часто семья сталкивается с тем, что окружающие, например, школа, соседи, еще какое-то окружение считают появление приемного ребенка какой-то помехой, какой-то неприятностью, обузой для себя. Или ожидают, что если вот сегодня в семью пришел приемный ребенок, то он должен завтра каким-то волшебным образом стать счастливым, довольным, здоровы, умным, хорошо делающим уроки. И, в общем, соответствовать всем ожиданиям, или пусть они его куда-то заберут, в какое-то специальное учреждение для таких детей, то есть «с глаз долой от нас!». И я, к сожалению, знаю не мало примеров, когда ребенок, который не был таким уж очень сложным, и семья была достаточно ресурсная. Но ситуация проходила на грани возврата или даже заканчивалась возвратом именно из-за такой недружелюбной, не поддерживающей позиции социума, школы прежде всего.
Вот это тот случай, когда очень важно чтоб семью поддерживали специалисты, сотрудники служб, потому что иногда, чтоб договориться со школой, нужен кто-то третий. Родители уже бывают настолько затюканные, задерганные, что проваливаются в этих переговорах, либо в агрессию («Не обижайте моего ребенка! Сейчас жалобу на всех напишу!»), либо в жертву («Ну что ж мы можем сделать? Вот такие мы несчастные, не прогоняйте нас пожалуйста»). Очень важно чтоб в эту ситуацию мог включится кто-то третий со здравой позицией, с разумным подходом и мог урегулировать какие-то конфликты, какие-то напряжения. И тут важно чтоб родители не стеснялись и обращались за этой помощью к специалистам, к службам. Это как раз бывает их прямая обязанность.
Для того чтоб таких случаев было меньше, очень важно со школами, с учителями вести постоянную просветительскую работу: объяснять им, что приемный ребенок так себя ведет не от вредности, что у него иногда достаточно сложный старт и сложное прошлое, что нету никакого смысла загонять его в стресс, в ступор, требуя от него невесть чего. За его поведением стоит определённая логика, и если ее понимать, то сможешь лучше ему помочь. То есть это огромная работа, которую нужно постоянно вести, объясняя, приводя примеры, чтоб учителя со временем становились партнерами приемных родителей и работали с ними вместе, а не боролись за то, чтоб бы деть куда-то этого ребенка, и он чтоб не отравлял им (учителям) жизнь.
И есть определенная ситуация когда школа наоборот хорошо принимает приемных детей, какие-то учителя хорошо работают в контакте с родителями, тоже важно чтоб они получали обратную связь об этом. Чтоб они получали слова благодарности, а лучше всего не только они, а и их начальство. Вопрос изменения отношения социума к приёмному ребенку - это не вопрос какого-то фейерверка, после которого все в понедельник проснутся и начнут новую жизнь, это вопрос длинной, долгой истории, игры в стратегию. Ми должны замечать и подчеркивать каждый случай сотрудничества, поддержки, хорошего отношения. И соответственно что-то делать с каждым случаем негативного отношения, конфликта, оскорбления приемного ребенка, выдавливания его из школы и так далее. Это долгая работа по изменению отношения социума к приемным детям, которые часто бывают не очень «удобными», отставшими от сверстников, с какими-то сложностями, со сложными образовательными потребностями, со сложным поведением. Но у нас нет другого способа, мы не можем отправить их на луну, мы должны иметь дело с тем, с чем имеем. И постепенно находить какой-то общий язык и выстраивать эти отношения.