Анна Данилова: Она открыла еще сонные глаза и просияла.
Василине год и три месяца. Она проснулась после дневного сна и как начала улыбаться, так и хохотала до самого вечера так, как смеются только очень счастливые дети, чувствующие безусловную любовь и знающие, что они в абсолютной безопасности.
Год назад ее фотография облетела весь интернет – малышка из детского дома, родившаяся без рук, ищет приемную семью. Теперь ее зовут Василина Кнутсен, у нее мама, папа и трое братьев, у одного из которых – тоже приемного – нет не только рук, но и ног.
«У Василины нет ручек. Но Бог не делает ошибок» – уверенно говорит приемная мама Василины Эльмира Кнутсен. «Сначала Василина улыбалась все время. Потом стала капризничать, и это хорошо. Это значит, что проходит стресс детского дома. Ведь ее же даже на руки брали мало», – говорит Эльмира. «Знаете, детей без рук или ног усыновляют даже хуже, чем детей с ментальными или психическими нарушениями».
Суд долго не принимал решение в пользу Кнутсенов из-за того, что Крис – американец. Несмотря на то, что Эльмира гражданка России, семья живет в Москве, и уже есть один усыновленный ребенок – до последнего момента Кнутсены не были уверены в том, что решение будет положительным .
Сейчас Василину просто разрывают – старший брат Эйдан ее целует, гладит по голове, проверяет, как она ест. «Это сейчас еще старшие в лагере, а обычно за нее настоящая битва» – говорит Эльмира. Василина смешно повторяет «Эйдааа» и все время его зовет, когда он выходит из комнаты.
«Я уже знаю, как вести себя c усыновленным малышом – мы следуем советам Нэнси Томас, у которой большой опыт работы с приемными семьями. Идея состоит в том, чтобы дать ребенку четвертый триместр беременности. Носить на себе по 6-10 часов в детском рюкзачке или слинге. Первые шесть недель мама 24 часа с ребенком. Потом, после того, как привязанность с мамой сформируется, потихоньку, начинает формироваться привязанность с папой. В период адаптации не должно быть никаких внешних контактов, все гости строго ограничены. Вот так вот и можно малыша отогреть».
Василину сажают на ковер – босиком, она перебирает игрушки ногами, передвигает, нажимает кнопки, некоторые удается даже схватить, любимые игры – с носками: их проще всего взять пальцами ног.
Эльмира родилась в мусульманской семье в Башкирии. В университете познакомилась с британской парой, от которых услышала о Христе. «Я не могла заходить в православную церковь, я же мусульманка. Поэтому первый раз о Христе мне рассказали британские друзья. А потом – совершенно внезапно я выиграла стипендию на обучение в Америке. Я не была лучшей, были более сильные претенденты, но, наверное, Бог увидел, что мне нужно именно это и так я смогла вырваться из своей среды и уехать учиться и там узнать о Христе больше».
Потом я стала участвовать в разных благотворительных мероприятиях, стала ходить волонтером в онкобольницу, говорила с мамами о Христе, о Писании. Мне было трудно говорить с ними – они проходили через такое страдание, а я видела его со стороны только, у меня не было такого опыта. Но они очень просили: «Говорите с нами, говорите. Слова о Христе очень нам помогают, и больше неоткуда услышать их!»
Эльмира и Крис еще до свадьбы решили, что обязательно усыновят ребенка. Со своим приемным сыном Денисом они познакомились пять лет назад – их кровному Радику было тогдачуть больше года. Сначала Кнутсены хотели просто помочь найти семью для Дениса, а потом поняли, что наверное – это тот самый ребенок, которого они хотели усыновить.
«Мы знали, что у него мало шансов на усыновление, ему было уже семь лет, а уровень развития у него был на три-четыре года. У него была неразвита речь, и он совсем не мог обслужить себя сам. В опеке нас ругали за то, что мы не отдаем его в школу, а мне надо было учить его ходить в туалет самостоятельно!»
Денису быстро поставили протезы и теперь один из любимых уроков в школе – физкультура. Усыновление тяжело прошло для полуторагодовалого Радика – кровного сына Кнутсенов: он снова начал сосать палец, вырывал себе волосы. «Сейчас я вижу, какие у них отношения, как сильно они любят друг друга, и не жалею!»
«Мы не хотели усыновлять Василину сначала, казалось, что у нас и на троих то детей сил и терпения не хватает. Мы думали, может, еще кто-то возьмет, поэтому просто смотрели на ее фотографию и очень молились о ней. Денис был за усыновление, он говорил: «Какая разница, есть у нее руки или нет? Бог мне всегда помогает. С руками или без них, Бог не оставит».
Трехлетний Эйдан тоже хотел сестренку. А вот Радик был против. У него такое чуткое и любящее сердце, он так защищает Дениса, если его обижают на детской площадке и зовут чудовищем (было такое), объясняет всем, что «Бог так сотворил… Радик говорил: «Мама, давай любую девочку возьмем, но только с ручками!». И как же Василину полюбили с первых минут дома!»
Мы не были уверены, что удочерим ее. Но когда мы ее увидели, сразу поняли – это наша дочь!
У Кнутсенов большая квартира, на стенах – христианские цитаты. «У нас была маленькая квартира, и вот уезжают наши друзья, предлагая нам купить у них квартиру. «У нас точно нет столько денег», – говорим мы, понимая свои возможности. «Покупайте за сколько есть», – решительно говорят они. Я удивлялась и все думала, зачем нам такая большая квартира. Значит, думаю, Богу было видно, что нам нужно будет больше площади, потому что через несколько месяцев у нас уже жила Василина».
Василина только учится ходить. Без рук очень тяжело держать баланс. Она опирается на голову, вставая, но почти сразу падает (сейчас Василина уже научилась вставать и делать пару шагов сама!).
«Я все время говорю Денису, что он нормальный. Нормальный, как все. Любимый урок у него физкультура, носится на своих протезах! Но, к сожалению, очень сложно привыкнуть к реакции общества… Каждые два года мы стараемся ездить в Америку к родителям мужа. Там проще, потому что там не пялятся на тебя и на ребенка, там ты спокойно приходишь на детскую площадку, в России – смотрят, крестятся и убегают. Да, нередко… «Мама, на меня тут никто не смотрит», – пораженно сказал Денис, впервые приехав в Америку. А один раз на детской площадке меня спросили, почему я не сделала аборт! Глядя на живого веселого ребенка с некоторым трудностями развития… Я не смогла ничего ответить, просто ушла оттуда побыстрее».
Кнутсенам пора гулять. Василину одевают в курточку и джинсы, в процессе она стаскивает с себя любимый носок, Эйдан пойдет в футбольной форме – как и ходит дома. Сидя в коляске, Василина машет всем ногами и просто ликует. Вот мама сажает ее в песочницу и она начинает перебирать песок ногами, дрожа от восторга. «Это специальная развивающая методика?», – интересуется стоящая рядом женщина, глядя на босые ноги Василины. «Видите ли, у нее просто нет рук», – сдержанно отвечает Эльмира. Кнутсены посещают Московскую Библейскую Церковь. Она подробно рассказывает, что в их общине есть группы для тех, кто интересуется или уже усыновил, есть родительские группы, все делятся опытом и очень многие, глядя на пример братьев во Христе, усыновили детей. Очень часто если в какой-то семье нет отца, или мама усыновила без мужа, мужчины в церкви заботятся о детях и дети учатся жить в большой семье.
«Почему, почему дети рождаются без рук и ног? Когда я слышу этот вопрос от детей, я отвечаю: «Значит, Бог видит, что все, что тебе нужно, ты можешь делать без рук». Бог не делает ошибок! Очевидно, что наличие конечностей не самое главное для человека. Главное, что я хочу передать детям – чтобы у них было чувство к Богу как к Отцу, который безумно их любит и всегда находится рядом с ними».
Источник: https://soznatelno.ru/vasilina-bez-ruk-i-mnogo-lyubvi/