Елена Павлюк
ВІСНИКк
Такая особенная и необычная семья живет на Закарпатье в селе Палло Ужгородского района. За тринадцать лет Мария и Василий Луцьо подарили семейное тепло 67 сиротам.
Добрые души этих супругов растопили сердца брошенных детей, названые папа и мама открыли перед ними двери своего дома, дали работу, жилье, отдых на море, кому-то уже и отгуляли свадьбу, а кому-то устроили встречу с родными родителями...
Для чужих детей построили дом
Удивительно приветливая и доброжелательная Мария Ивановна приглашает в свой огромный и нарядный дом, который утопает в зелени и цветах. Этот дом супруги построили специально для чужих детей, которых когда-то покинули родные родители. В холле, на кухне, во дворе идеальная чистота, об этом заботятся Мария Ивановна с девочками-сиротами, которые тем самым учатся стать в будущем заботливыми хозяйками.
При появлении незнакомых людей из зала заинтересованно выглядывают девушки, которые недавно вернулись с работы или с учебы. Через некоторое время пришла со школы и младшенькая Андриана. Улыбаясь, подходит к Марии и целует ее в щеку – всем хочется материнского тепла. Ее дети зовут Марией Ивановной, а рассказывая о ней чужим людям, называют «мама», «мамуля». Все девушки в один голос говорят, что им здесь хорошо.
Хотя женщина признается: за тринадцать лет с тех пор, как стали забирать сирот из интерната, были и радости, и слезы. Однако ни одним кривым словом она не обмолвилась о детях. Но обо всем по порядку...
У каждого – диагноз
– Шаг за шагом Бог готовил наши сердца к служению детям, – говорит Мария Ивановна. – За двадцать лет работы в роддоме я не раз видела, как мамы бросают своих младенцев, и это очень меня волновало. Мы тогда жили в Ужгороде в своем доме, муж занимался бизнесом. Несмотря на занятость, каждую неделю от Церкви Живого Бога с младшим сыном возили в интернат сладости, игрушки, одежду, каждое воскресенье забирали некоторых детей к себе домой на обед.
Мысль, чтобы взять сирот в семью, впервые появилась у мужа, когда он увидел передачу про приемных детей. Это его растрогало до слез. Однако ни Мария, ни старший сын еще не были готовы к такому решению: парень боялся, что дети обидят его родителей. Только младший очень обрадовался, когда завели речь об этом.
– Ему было восемь лет, – вспоминает Мария Ивановна. – Он сказал: «Я так хочу всех детей обнять, подняться в небо и опуститься в нашем дворе».
Все знакомые и родственники знали, что Мария и Василий ездят в интернат. Супругам предложили уже приобретенный американцем дом для приемной семьи. И Луцьо решились. Решили брать именно тех детей, которые уже закончили школу и которым некуда было идти после интерната. Докупили еще одну хату, чтобы был большой участок, все снесли и построили для сирот огромный дом с комнатами, кухней, гостиной и даже спортзалом. Луцьо рассчитывают на свои силы, ведь государство их не поддерживает, потому что они не являются ни домом семейного типа, ни приемной семьей.
Супруги не пугало то, что каждый ребенок, которую будут брать из интерната, имеет свой диагноз. У кого-то действительно есть отклонения, у кого просто педзапущеность – то есть такие дети не имели должного внимания и развития. Поэтому не удивительно, что мама Марии была против такого тяжелого бремени для своей дочери: одно дело ездить в интернат, другое – ставить на ноги чужих больных детей. Поддержку Мария Ивановна почувствовала от свекрови, которая сказала: «Я буду за вас каждый день молиться».
«Учу девушек стать добрыми женщинами»
Сначала супруги взяли троих детей. Приходилось трудно, потому что девочки были вредные, агрессивные, да и сами Луцьо точно не знали, как себя вести. Ведь интернат – это одно, там живут будто за колокольчиком: тогда ужин, тогда прогулка. А в семье иначе – у каждого свои обязанности. Ежегодно Луцьо берут несколько новых сирот из интерната. Это преимущественно девушки, хотя было и несколько их братьев или одноклассников. Сам напросился в семью парень, который ночевал на скамейке в Ужгороде. Мария признается: нельзя растить вместе взрослых девушек и парней, у них играют гормоны. Поэтому с тех пор берут только девушек.
– Сейчас у нас их девять и семья, которую создала одна из приемных девочек, ей мы выделили отдельный блок, в этом году берем еще двух, – рассказывает Мария Ивановна. – Были периоды, когда у нас жили и 16 сирот. Каждый год кому-то выбиваем жилье, общежитие, кто-то выходит замуж, кто-то идет на свой хлеб. Все наши девушки или учатся, или работают. Например, швеями, поварами, мастером по маникюру. Кроме того, есть и домашняя работа, хозяйство. Поэтому девушки по неделе дежурят на кухне, в доме, по хозяйству. Наша цель – научить их жить среди людей, стать хорошими мамами и женами. Объясняю им: у женщины, кроме работы, есть домашние хлопоты, которые она должна делать вечером. Каждой девушке говорю, что она должна уметь сварить кашу или суп, потому что кому нужна плохая жена? Как и в каждой семье, бывают ревность, обиды. Девушки думают, что кого-то я люблю больше. Но говорю, что у меня болит за всех одинаково, это то же самое, как отрезать палец. Временами ссорятся между собой, но в основном дружат. Радует, что они переживают друг за друга. Меня жалеют, например, просят не идти на огород, когда жарко. Кроме работы, мы отдыхаем. Каждый год возим детей на море, раньше – в Крым, теперь – в Одессу.
Родные мамы при встрече убегают...
Девушки из интерната часто агрессивно настроены против своих родителей. Болит душа, мучает обида: почему именно ее оставили? Мария Ивановна пытается успокоить, объяснить: «Возможно, были какие-то обстоятельства, в конце концов, ты не знаешь, где тебе лучше – здесь или у них? Надо суметь их простить». И со временем по просьбе самих девушек Мария Ивановна и Василий Андреевич ищут настоящих папу и маму. Очень часто это удается, однако не всегда. К примеру, до сих пор не знают, кто родители Марьянки, улыбчивой смуглой девушки с смолянистими кудрями, и неизвестно, какой она национальности.
Тем, кому нашли настоящих родителей, устраивают встречи. Хотя редко их можно назвать радостными, преимущественно они являются горькими.
– Часто девушки хотят, но боятся ехать к биологическим родителям, – говорит Мария Ивановна. – Везем для знакомства с одним условием: что их там не оставим. Когда привожу ребенка, какая-то мама плачет, какая-то просто убегает, увидев родную дочь. Еще не было такого случая, чтобы кто-то из девушек бросился им на грудь или остался. Для них это чужие люди.
Родственниками стали названные свахи
Супруги Луцьо помнит всех своих 67 воспитанников. Немало девушек еще раньше выпорхнули из гнезда и где-то нашли свою судьбу. Из своего дома Мария и Василий Луцьо отдавали замуж шестерых. Сделали им пышные свадьбы в кафе в Ужгороде, одну отгуляли здесь, дома. Есть дети, которые редко звонят, бывает, что и не дают о себе знать. Однако большинство через день звонят, присылают сообщения, интересуются здоровьем приемных родителей.
– Есть такие девушки, за которых душа радуется, – искренне радуется Мария Ивановна. – Хоть из-за нескольких из этих детей стоило это дело начинать. Вышли замуж, попали в хорошие семьи, где есть папа и мама, там их любят. Когда мои девчушки знакомились с парнями, то в городе, или в автобусе, всегда со мной шептались.
Подсказывала, как быть, кто-то прислушался к моим словам. Я, конечно же, интересовалась семьей того парня, встречалась с его родителями. Чтобы были готовы к тому, кого принимают, откровенно им рассказывала, что девушка выросла в интернате, рассказывала «плюсы» и «минусы», их расспрашивала о сыновьях, чтобы тоже отдать девочку в добрые руки. Теперь стараюсь поддерживать хорошие отношения со всеми своими свахами, потому что понимаю, что от этого зависит жизнь моих девушек в той семье. Поздравляю их с днем рождения, с 8 Марта.
Что интересно, старший сын Марии, который был не готов к приемных сирот, теперь полностью поддерживает родительское непростое дело. Вместе с женой и маленьким ребенком приезжают в Палло и помогают, хотя, конечно, имеют свои хлопоты.
– Ни разу я не пожалела, что взвалила на свои плечи такой груз, – признается Мария Ивановна. – Скажу больше, зная о трудностях, я все равно бы это делала.
Будто в подтверждение ее слов из дома выходят девушки, чтобы сфотографироваться с названной мамой. Смеясь, принаряжаются и садятся около нее. Их улыбки и открытые лица говорят, что они здесь счастливы.
Источник:http://uzhgorod.net.ua/news/110460