Что мы можем сделать, чтобы избавить детей от гендерных стереотипов
Мы, родители, всегда беспокоимся за будущее детей. Иногда даже не без причины: глядя на сегодняшний мир, как мы можем быть уверены, что нам удастся вырастить сына, уважающего женщин, готового общаться с ними на равных? Как мы можем быть уверены, что дочери хватит стойкости, уверенности и последовательности, чтобы добиться успеха и быть счастливой в нашей культуре мизогинии? К счастью, родители могут сделать многое.
Как мы укрепляем стереотипы
Представьте себе, даже маленькие дети могут различать мужские и женские лица, но, так как психология малышей требует немедленно классифицировать людей вместе с качествами, то с нашей подачи у них закрепляются понятия: женское-домашнее-мягко-подчиненное и мужское-динамичное-жесткое-лидерское. Это и про семью и про профессии вокруг, например. Женщины никогда не бывают пожарными, женщины не работают там, где опасно, где ответственность, значит… они не достаточно круты. Им нечего предложить детям для подражания, не так ли? Или про президентов, например. Если в стране все президенты — мужчины, то дети быстро делают вывод, что набор особенных качеств, необходимых президенту бывает только у мужчин. Значит мужчины лучше женщин генетически. Логично, ничего не скажешь. Добавим к этому результаты исследований Кристины Спирс Браун из университета Техаса: оказывается, родители сами часто подпитывают гендерные стеротипы, покупая детям игрушки «для мальчиков» и игрушки «для девочек». Чаще, как оказалось, этим грешат отцы, они же чаще ругают детей за «неправильную» игру: негоже мальчикам играть в куклы, а девочкам — в машинки. Учителя тоже, как показывает исследование, снисходительнее к проявлениям агрессии у мальчиков, с девочек за такое поведение спрашивают строже. Дети очень рано понимают, чего от них ждут: уже в детском саду ученые наблюдали типичную картину: если мальчик играет «девчачьими» игрушками, другие мальчики прерывают его игру и смеются над ним. Кэрол Мартин, исследовательница детской психологии из университета Аризоны, предупреждает: «Дело в том, что мы не можем так просто взять и отделить биологию от воспитания. У мальчиков и девочек от рождения действительно разная биология и действительно разный социальный опыт начинает копиться сразу после рождения, и вот тогда биология и социальная составляющая переплетаются и отделить одно от другого очень сложно». Тем не менее влияние родителей, не такое сильное, к сожалению, как влияние сверстников и массовой культуры, может изменить для наших детей многое.
Когда нужен «включенный» папа
Социологи утверждают, что в современном обществе даже молодые и прогрессивные отцы редко делят пополам с супругами домашние обязанности: женщина несет на себе не меньше 65% домашней нагрузки, от уборки и готовки до воспитания детей. Что видят наши дети: утром папа пьет кофе и читает ленту новостей, а мама мечется как угорелая, чтобы собрать всех в школу. Вечером пап на диване читает книгу или сидит в соцсетях, а мама готовит, моет, играет с детьми и укладывает всех спать. Откуда у них зародится мысль о равенстве? Более того, ученые считают, что даже когда мама работает, а папа — «сидит дома», то нужды и желания отцов все равно остаются более «приоритетными», чем мамины, и такая модель не формирует эгалитарного подхода у детей. Что могут сделать отцы?
1. Взять на себя половину ответственности за динамику внутри семьи. И не полагаться на то, что «это женщины должны отвоевывать свое пространство в семье». Это звучит так же, как реплика в сторону жертвы харассмента: «Надо было не носить короткую юбку».
2. Переосмыслить «мужские привилегии». Несмотря на то, что многие современные женщины становятся более успешными «кормильцами семьи», мужчины все также свысока относятся к считающимся традиционно женскими занятиям. Почему воспитывать детей — не мужское дело? Что в этом недостойного? Любой муж может пойти с ребенком к педиатру, заняться организацией детского праздника, принести кофе своей уставшей жене, не так ли?
Догма становится моралью
Кристина Спирс Браун утверждает, что мы можем осознанно подходить и к выбору игрушек, одежды для наших детей, и начать строже следить за тем, как мы высказываемся по поводу гендерных стереотипов — дети повторяют за нами все, что мы говорим. «Мы выяснили, что уровень тестостерона влияет на поведение в игре, но пока еще не выяснили, насколько сильно. Но ясно одно: и мальчикам, и девочкам нравятся куклы. Только у девочек они называются «куклы», а у мальчиков «фигурки героев». К 8-10 годам дети понимают, что гендерные нормы связаны с принятыми в обществе условностями. Они начинают говорить о том, что правильно, а что нет: им кажется, что девочки должны быть смирными, а мальчики — командовать, не просто потому что так «принято», а потому что так «правильно». Догма делается моралью», — говорит Кэмпбелл Липер, психолог из университета Калифорнии. Проблема в том, что чем больше воспитательная линия тяготеет к гендерным стереотипам, тем глубже укореняется в сознании детей мысль о том, что мальчики лучше девочек. А из детства с такими убеждениями наши дети попадают в подростковый возраст, где гендерные стереотипы еще и сексуализируются: мальчики, якобы, постоянно хотят секса, а девочки, якобы, делают все, чтобы только понравиться им.
Мальчики больше подвержены стереотипам
Возможно, это потому что на мальчиков оказывается большее давление, как со стороны общества, так и со стороны родителей по поводу того, какими они должны быть, а какими — никогда и ни при каких обстоятельствах. Девочку, которая наряжается Суперменом мы уже можем воспринять и кое-кто — даже похвалить, но вот если мальчик нарядится принцессой — это «уж совсем ни в какие ворота», правда? Липер объясняет: «Это потому что у женщин как у группы статус в обществе ниже, поэтому они, принимая характеристики более статусной группы (мужчин), оцениваются позитивно, но для группы с более высоким статусом выражать характеристики менее статусной группы равносильно понижению самого статуса, а значит — презираемо и порицаемо. Причем и мужчинами, и женщинами. Нарушение статуса-кво в обществе вызывает негодование всех групп».
Что делать
1. Совместная игра. Кэрол Мартин и ее коллеги из университета Аризоны изучали поведение дошкольников и выяснили, что чем больше играет ребенок в компании детей своего пола, тем более он уверен в правильности гендерных стереотипов. Поэтому мы, родители, можем начать с приглашения поиграть вместе для мальчиков и девочек. Мартин говорит: «мы заметили, что однополые группы играли так: мальчики становились еще агрессивнее, а девочки — еще пассивнее. Поэтому совместная игра и вообще деятельность — фундаментальна, это важно учитывать и родителям и учителям. Именно так влияют друг на друга мальчики и девочки: они узнают больше друг о друге и могут многому друг у друга научиться».
2. Обсуждение стереотипов. Всегда есть возможность обсудить сексизм в теле- и кинопродукции, в книгах. К сожалению, там его еще предостаточно. Поднимайте вопросы: «И почему они показывают только мальчиков, когда речь о приключениях? Разве это справедливо? Как ты думаешь?»
3. Уравновешивать комплименты. Если какая-то тетушка или совсем незнакомый человек хвалит вашу девочку: «Какое красивое платье! Какая красавица!» Смело отвечайте: «Она еще и очень умная девочка!»
4. Реагировать на сексистские замечания детей. Реагируйте правильно, когда ваши дети сами отпускают сексистские комментарии. Если ваш ребенок заговорит об игре, «в которую могут играть только мальчики/девочки», или о профессии, «в которой могут работать только мужчины/женщины», — обсудите, почему он так считает, подведите его к выводу о том, что несправедливо ограничивать людей заниматься тем или иным делом.
5. Нет сине-розовой политике. Родителям, как уже говорилось, стоит воздержаться от эксклюзивного дарения «мальчуковых» и «девчачьих» игрушек и сине-розовой одежды. Не нужно также запрещать мальчику заниматься балетом, а девочкам — ходить на футбольную секцию. Избегайте выражений вроде «Ты же мальчик/девочка!».
6. Сотрудничать со школой. В одном из исследований учителей попросили две недели строго делить детей по гендерному принципу: садить отдельно, давать разные задания и так далее. Через две недели исследователи подвели итоги: дети очень быстро впитали «гендерное разделение». Так что вы можете поговорить с учителями ваших детей, с тем, чтобы школа не усиливала гендерных стереотипов, в идеальном варианте — не поддерживала их вообще.
Источник: http://womo.ua/gde-tyi-etogo-nabralsya-seksizm-deti-perenimayut-ot-roditeley/