Автор статьи - Василенко Татьяна Владимировна, практикующий психолог Городского центра ребенка, песочный терапевт.
Любая форма жестокого обращения с ребенком – это прежде всего психологическая травма, которая затрагивает все сферы функционирования ребенка – физиологическую, интеллектуальную, эмоциональную, личностную и межличностную.
Сексуальное насилие над ребенком – тема очень сложная, противоречивая, вызывающая непринятие, протест и гамму противоречивых переживаний. Даже многие квалифицированные специалисты не готовы брать в работу детей с таким родом психотравмы, ведь один такой случай требует очень много сил, внимания и энергии. Да и наше общество не готово принимать такую правду жизни, ведь она нарушает все законы и устои общества, сложившиеся издавна.
Распространенность сексуального насилия над детьми в мире оценивается около 20% у девочек и приблизительно 8% у мальчиков (согласно анализу 22 стран в 2009 году). По имеющимся данным наиболее высокий уровень сексуального насилия над детьми в Африке (около 35%), наиболее низкий в Европе (9%).
Далеко не все совершающие сексуальное насилие над детьми являются педофилами (их около 10%), большинство преступников знакомы со своими жертвами (около 30% являются родственниками ребенка, около 60% являются «друзьями» семьи) и лишь 10% - незнакомые люди.
Сексуальное насилие над ребенком часто приводит к тяжелейшим последствиям и часто к психопатологии, особенно в случае, если ребенок оказался один на один со своей проблемой.
Среди основных психологических признаков сексуального насилия над детьми, выделяют;
- Несвойственные возрасту знания о сексуальных отношениях;
- Сексуальные игры, эротизированное поведение;Пример – ребенок 5 лет предлагает поиграть в игру, где задействованы его половые органы или играет в куклы, эмитируя половой акт , проявляя повышенный интерес к теме секса.
- Ночные кошмары, страхи, энурез.Это свидетельствует о невротизации ребенка.Значит с ребенком что-то произошло, на что следует обратить внимание и прояснить.
- Депрессия, низкая самооценка;
- Суицидальные мысли;
- Отчужденность;
- Проституция, беспорядочные половые связи;
- Отвращение к своему телу;Особенно это касается девочек. После сексуального насилия зачастуюменяется отношение к своему телу, появляется неопрятность, тело воспринимается как грязное, отвратительное. Формируется психологическая установка – если со мной так поступили, значит я плохая.
- Повышенный уровень агрессии и т.д.
Пример из практики с подростком, пережившим сексуальное насилие:
На прием пришла женщина с просьбой помочь ее 11-летней дочери, которая недавно подверглась сексуальному насилию, возвращаясь с музыкальной школы домой в светлое время суток. Со слов мамы: «Помогите, пожалуйста, я не сплю уже неделю, не знаю что делать, как дальше жить? Дочка замкнулась и ничего не рассказывает! Я вижу, что очень все плохо и не знаю как быть!»
Мама испытывала чувство вины по отношению к дочке, так как не могла ее защитить, ведь это произошло за 10 минут с того момента, когда мама открыла входную дверь через домофон. За это время следом за девочкой зашел мужчина, (она ему еще придержала дверь, мама учила, что так положено вести себя со старшими). В лифте преступник взял девочку за горло и потащил ее на 15 этаж, где сделал свои грязные дела! Девочка даже не крикнула.. Ее обнаружили соседи с верхнего этажа в критическом состоянии…
Когда впервые девочка (назовем Кира), пришла ко мне на прием, она оказалась очень коммуникабельной, активной, веселой. Мне не верилось, что передо мной ребенок, который неделю назад пережил страшное событие. Но в процессе работы, когда мы приблизились к данному событию, девочка изменилась, лицо ее окаменело, мимика стала неподвижной, в глазах отражался страх. Так она описывала случившееся: «У меня такое впечатление, что это событие произошло не со мной, вроде бы я его видела по телевизору, или кто-то мне об этом рассказывал.»
Со временем у Киры начались кошмары, она перестала выходить на улицу, боялась одна оставаться дома, появилось безразличие к своему телу (в своей комнате она завесила зеркало покрывалом и вообще перестала смотреть на себя).
Пример из практики с приемным ребенком, пережившим сексуальное насилие
Ко мне обратилась молодая женщина, которая год назад усыновила ребенка – девочку 5 лет. С ее слов, сначала было все хорошо, даже она не заметила процесса адаптации, о котором так рьяно рассказывают на курсах приемных родителей. Только появилась другая проблема, со смущением рассказывала мама. С ее слов: «Понимаете, я не могу ее никуда с собой взять, она при виде мужчин сильно меняется, глаза загораются, меня вообще перестает слушать. Она превращается в женщину, которая хочет соблазнить взрослого мужчину! Садится на колени к незнакомцу, пытается поцеловать в губы. А на детской площадке она может детям такое рассказать и показать, что нас уже десятой дорогой обходят! Представляете, что я в этот момент чувствую!? Мне хочется провалиться сквозь землю! «На мой вопрос: «Какие риски вы видите для себя со стороны девочки?», мама ответила, вытирая слезы: «Я боюсь, что это гены! И она станет проституткой, как ее биологическая мать!»
В результате работы с девочкой (назовем Лерой), выяснилось, что до 4 лет она жила с биологической матерью и ее разными сожителями, среди которых был дядя Витя. Со слов Леры: «Он хороший дядя, он часто давал мне конфетки и игрался со мной! Мама меня била и ругала, а он нет» На мой вопрос: «В какие игры вы играли с дядей Витей?», девочка рассказала и показала на куклах все извращения, которые этот дядя проделывал с ней. При этом для девочки это было нормально, ведь дядя ее любил, не бил, игрался . Но только эта игра была их большим секретом.
Зачастую дети - сироты и дети из асоциальных семей становятся жертвами сексуального насилия и, попав в приемную семью, родители не знают и не понимают что делать, куда бежать, чтобы все исправить, при этом испытывают чувства гнева и стыда одновременно. Но не стоит отчаиваться, с участием квалифицированного специалиста с таким родом травмы можно и нужно справиться. И хорошо, что ребенок вспоминает и проговаривает то, что с ним было, значит формируется доверие и привязанность к новым родителям и появляется возможность это, прожить, сформировать отношение к случившемуся. А если нет, то этот негативный опыт ляжет «камнем» в подсознание, не позволяя строить нормальные отношения с людьми и противоположным полом. Часто, чтобы справиться с гнетущими переживаниями, жертва сексуального насилия выбирает 2 крайне противоположные стратегии: становится фригидной, либо ведет беспорядочную сексуальную жизнь. Если жертва сексуального насилия - мальчик, и насильник – мужчина, то большая вероятность того, что он в будущем не сможет быть в отношениях с женщинами, а будет бессознательно искать себе «насильника».
Наша работа с Лерой и ее мамой затянулась на 1, 5 года. Основная стратегия была в следующем: показать девочке - то, как вел себя дядя Витя по отношению к ней плохо, для альтернативы подключили друга мамы в активное воспитание девочки, который показал другую сторону отношений между взрослым и ребенком. Наложили запрет на доступность другим своего тела (это удалось сделать благодаря успешному развитию привязанности к маме), прочли и разобрали всю детскую книгу по сексуальному воспитанию детей.
Оба случая показывают насколько разное восприятие и отношение к такому роду травмы может быть у детей. В первом случае – девочка 11 лет, у нее уже было сформировано понимание отношений между мужчиной и женщиной, она прекрасно понимала что с ней произошло, и чтобы не сталкиваться со своими истинными чувствами и страданиями, психика защитилась расщеплением, диссоциацией (как будто не с нею это произошло). (Диссоциация личности - психологическая защита, при которой человек начинает воспринимать происходящее с ним , как будто оно происходит не с ним, а с кем-то другим, защищая от переизбытка непереносимых эмоций и т.д.).
Но реальность берет свое, похожий запах подъезда, время суток, лифт – все это каждодневно будет возвращать девочку к реалиям и, хочешь-не хочешь, заставит вспоминать случившееся. Из-за несвоевременного посещения психолога, у девочки начали развиваться страхи, фобии, появилось отвращение к своему телу.
Во втором случае – девочка 5 лет, у нее еще не было сформировано понимание сексуальных отношений, и что такое хорошо, что такое плохо она еще не знала. Стыда, как социально сформированного чувства, у девочки не было, ведь для его появления необходимы условия: социальные - что приемлемо, а что нет и личностные - значимый человек, родитель, который может сказать что плохо, а что хорошо. В таких условиях у ребенка формируется идентичность, по образу и подобию своих родителей. Поэтому, с точки зрения Леры, дядя, который больно не делает, дает вкусненькие конфетки, уделяет внимание (в отличие от мамы), просит поиграть с ним в его игры - хороший. И так получив свой опыт отношений со взрослыми, Лера пытается его транслировать в своей новой семье. Но тут его не принимают, осуждают и стыдят. Значимый человек, мама, к которой формируется доверие и привязанность, осуждает, а это означает, что это действительно плохо.
Что же делать, если ребенок стал жертвой сексуального насилия?
- Надо определиться, какую первоочередную цель вы преследуете? Найти и наказать преступника или реабилитировать ребенка?
- Если первую, то прояснив все обстоятельства, обязательно сообщите о случившемся в службу по делам детей, социальную службу и полицию.
- Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал, это признак доверия. Будьте для него контейнером для чувств и переживаний..
- Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».
- Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.
- Дайте ребенку установку - чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.
- Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь. (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»)
- Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка, в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.
- Поверьте, что все можно преодолеть, главное - не отчаиваться и правильно строить жизненные ориентиры.
И помните, родительская любовь творит чудеса.