Не в первый раз приходит такой запрос по почте: «Что делать? Училка в начальных классах выделяет тех детей, родители которых трутся около нее, помогают, дарят подарки. А те дети, родители которых не имеют возможности такой "помощи", оказываются на задворках, им откровенно занижаются оценки. И это 2-й класс. Надо ли бороться с педагогом или просто уйти в другую школу?».
Давайте разбираться подробно.
Кто есть для нас учитель? Для нас – это для взрослых, самостоятельных людей, у которых уже свои дети есть. Как ни удивительно, учитель всегда был, есть и будет фигурой РОДИТЕЛЬСКОЙ, то есть, властной и заботливой одновременно. К учителю обращены наши ожидания высшей справедливости, мы загодя наделяем его мудростью, терпимостью, любовью. Помните, из советских времен: «Учитель – второй отец, учительница – вторая мать». От нас (детей) требуется уважение и подчинение, иногда обожание. И это не только наслоения цивилизации, подобные модели поведения есть у всех приматов. (Все помнят, что человек относится к приматам? Поднимите руку, кто до сих пор полагает, что мы появились из глины и воли божьей.)
Если понаблюдать за поведением обезьян (как высших, так и низших), мы обнаружим, что в каждом стаде есть учителя – пожилые, матерые самцы, у многих есть высокая седая грива. Детеныши сидят вокруг них очень тихо, не проказничают, если вдруг кто-то нарушает порядок, он немедленно получает затрещину и успокаивается. Идет урок, самый настоящий, старший показывает младшим, какие корешки и плоды съедобные, а какие нет, как правильно выковыривать личинки насекомых и так далее.
У людей эта программа – тихо слушать учителя, подчиняться ему, повторять его действия – заложена так глубоко в генах, что не перебить. Но включается она только на специальные сигналы:
учитель должен быть мужского пола, явно пожилой, крупный, с высокой седой прической, с низким голосом и (желательно) дубиной в руке. На юную выпускницу педколледжа программа не реагирует.
Вот представьте, что доклад в научном сообществе о теории относительности читает не Эйнштейн (высокий, грузный, шапка седых волос, усы), а его молоденькая аспирантка. Будут её слушать? Скорее всего, нет, освистают, затопают, засмеют. Просто потому, что она НЕ ТАК выглядит, на неё не срабатывает эволюционная программа «Слушай-запоминай-повторяй».
Если обратиться к истории, мы увидим, что вплоть до самого последнего времени профессия учителя была сугубо мужской. Лишь в 1872 году в Москве открылись Высшие женские курсы, до этого профессиональное академическое образование (и право преподавать, соответственно) было доступно лишь мужчинам. Волны революций и войн практически вымыли взрослых самцов из рядов учителей, остались только «вторые матери». Тем более – в начальной школе.
А каковы обязанности матери в семье? Заботиться, кормить, лечить, утешать, следить за безопасностью… Но закон и порядок, правила и наказания устанавливает отец. И учит уму-разуму тоже он. Поэтому так уместны и хороши ласковые и заботливые воспитательницы и нянечки в детском саду, но так сложно современной школе при выраженном дефиците мужчин-учителей. И хорошей, престижной, сильной считается та школа, в которой много преподавателей, а не «училок».
Вот и подобрались к описанию случая.
Не знаю, что там на самом деле происходит, но в самой формулировке запроса уже скрыт конфликт: «Училка третирует моего ребенка», она глупая и несправедливая, но у неё власть, и мне остается что? Борьба или бегство, третьего (как будто) не дано. Вы не уважаете этого человека, раз называете её так пренебрежительно, но вы боитесь её, потому что зависите от её настроения.
Кроме того, что в семье мать дает тепло и любовь, а отец – закон и безопасность, мать – это еще и каприз, настроение, необъективность. У матери могут быть любимчики, причем по какому-то неведомому принципу: то ли она любит хворых и убогих, то ли, наоборот, блестящих и успешных. Невозможно предугадать, кого она пригреет, а кого выгонит на мороз, все неопределенно.
Мне кажется, вы столкнулись именно с капризом. Дело даже не в том, что другие родители её подкупают и втираются в доверие, главное, что в этой игре нет правил. Вы чувствуете несправедливость, растеряны и озлоблены. Вам хочется, чтобы вмешался кто-то вышестоящий и навел порядок. Очень понятные чувства, дети в разболтанной семье тоже ценят приход строгой няни, перечитайте «Мэри Поппинс». Она была строгая и справедливая, и первым делом отправилась наводить порядок в детской.
Между прочим, бывает и так, что оценки никто не занижает, но
родители не в курсе, насколько ребенок не догоняет остальной класс и обижаются на учительницу.
Я стою на школьном дворе с коляской, жду старшую с прогулки. Гуляющая рядом женщина ловит мой взгляд и начинает сходу жаловаться на «ужасную классную, вы не представляете, как нам не повезло! Игорь такой начитанный, такой одаренный мальчик, музыкой занимается, а как рисует! А эта, халда, только и знает, что двойки ему лепит, и по русскому, и по математике! Я этого так не оставлю, я в РОНО пойду, пусть с ней разберутся!». Ирония ситуации заключается в том, что я хорошо знаю и эту ужасную классную, и этого одаренного мальчика, это одноклассник моей дочери. И когда я сопровождала класс на экскурсию, то затеяла в автобусе игры со словами и числами. Игорь не врубался от слова «вообще». Он не может быстро отнять от семнадцати девять, не понимает простейших логических задач, при игре в «Виселицу» загадал такое слово, что никто не смог отгадать, а потом оказалось, что он имел в виду КАРАБОЛЬ. В смысле – корабль. 3 класс. На пианино действительно играет и рисует прилично. С ним надо заниматься, заниматься много, с привлечением репетитора, который умеет обучать дислексиков и дисграфиков. Но мама этого не знает, не видит и не хочет знать. Ей кажется, что учительница специально издевается над её талантливым мальчиком, потому что она «не носит ей в конвертике, что я, не знаю, как эти пятерки они получают?».
Я думаю, если бы я могла рассекретиться и позадавать этой маме вопросы про её учебу в школе, и, главное, про её отношения с родителями, я услышала бы рассказ о многократном унижении, о несправедливом и даже жестоком обращении с маленькой девочкой. Потому что в голове у неё есть конструкция «От взрослых (читай: «родителей») не жди добра, будь начеку, все равно обманут». И, конечно, она поддерживает в своем сыне фантазию о его исключительности, с одной стороны, и о несправедливо устроенном мире, с другой. Ему будет очень больно столкнуться с действительностью.
Что мы получаем в сухом остатке?
Во-первых, чтобы учитель вызывал уважение автоматически, это должен быть пожилой мужчина с седыми волосами. Тогда у нас запускается эволюционная программа «Слушай-подчиняйся-учись». Если такого учителя нет, подойдет и женщина, только голос у неё должен быть низкий, а размер – большой. Тонкая-звонкая девушка вызывает желание поиграть, побегать и посмеяться, но не внимать с благоговением. Потооооом, через много недель, когда она завоюет своей СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ и мудростью авторитет, дети начнут её слушать тоже.
Во-вторых, прежде чем сетовать на неправильное мироустройство, убедитесь, что ваше чадо реально выполняет требования учебного стандарта. Я уверена, что ваших знаний хватит, в конце концов, мы все закончили как-то среднюю школу. Когда на моего старшего сына наезжала историчка, я сидела тихо-тихо и не жужжала, потому что имела возможность убедиться в его полной неинформированности. Буквально: кто такой Наполеон он не знал. И не хотел знать, вот что обидно.
В-третьих, если все же имеет место травля учителем ученика, вы обязаны вступиться и начать разбирательство. Если это одна неадекватная тетка – вы легко справитесь. Но если вам кажется, что на ребенка нападают все и всегда – это повод идти к психологу или к мудрым подругам, чтобы понять, с кем вы на самом деле сражаетесь и от кого защищаетесь.
Возможно, это попытки защитить вашего внутреннего Ребенка от несправедливого и жестокого Родителя.
Источник:http://katryndemina.ru/article/124