Демина Катерина Александровна - психолог-консультант, специалист по детской психологии, работает с приемными детьми, семьями
Это, наверное, самая обидная дразнилка в любом детском коллективе. Прослыть ябедой — что может быть унизительней и противней? Тем не менее, и в детском саду, и в школе всегда есть кто-то, кто стремглав несется к воспитательнице с воплем: «Наталья Петровна, а вот Кошкин спрятал сосиску в шкафчик!». Зачем они это делают? Какую такую выгоду получают, что она перевешивает все минусы дурной репутации доносчика? И только ли детская это проблема?
В детском саду ябедничают почти все
Для малышей от трех до семи лет тесный контакт с наделенным властью взрослым — основное условие выживания, практически, биологический закон. В ситуации знакомства с окружающим миром, особенно таким разнообразным и малопредсказуемым, как современный, детеныш просто обязан докладывать взрослому (читай «родителю») обо всех изменениях внешней среды, обо всех минимальных нарушения правил, отступлениях от норм поведения — это необходимо для благополучия рода, семьи.
И воспитатели хорошо об этом знают.
Пятилетняя Маша входит в комнату, где сидят за праздничным столом все родственники, дожидается, пока все замолчат и наконец посмотрят на неё, и торжественно объявляет: «А Коля разбил градусник и красит пол зеленкой!». Папа и дедушка, сшибая по дороге стулья, кидаются в соседнюю комнату, а Маша, вполне удовлетворенная произведенным эффектом, забирается к маме на колени. «Что бы я без тебя делала!» - восклицает мама и гладит девочку по голове. Маша только что не мурлычет. Она третья из четверых (четырех?) очень энергичных и сообразительных детей не очень энергичных родителей. Рождение Коли, которого все называют не иначе как «сладкий бандит», изменило её положение инфанты и папиной любимицы, а с другой стороны — внесло изрядную долю хаоса в размеренную и упорядоченную жизнь. Так что Маша не то, что мстит, а просто восстанавливает нарушенную гармонию. Ну и помогает маме в меру сил.
Маленьких детей очень тревожит любое изменение привычного порядка, отступление от правил. Взрослые для них — это боги, и нарушения божественного закона кем бы то ни было чревато невообразимыми бедствиями и катастрофами. Дети трех-семи лет живут в прекрасном мире сказок и мифов, в котором есть справедливость, причинно-следственные связи и чудеса. В то же время, отношения со сверстниками ещё не столь значимы, как, например, для младших школьников или подростков. Именно поэтому они и бегут со всех ног докладывать о малейшем нестроении: а вдруг из-за Васильева, который экспериментирует в спальне с шариковой ручкой и зажигалкой, отменят бассейн и прогулку? Или — ещё хуже — вдруг он упадет замертво, пораженный божественным гневом?
Гораздо опасней, и это признается единодушно всеми специалистами, если дети не бегут рассказывать о происшествии. С одной стороны, это говорит о недоверии малышей ко взрослым, а с другой — может привести к серьезным неприятностям.
Мы играли в индейцев и рубили дрова. Полено падало, и мой приятель Степка-Рыжий попросил меня подержать чурку. И успешно развалил её на две половины. Вместе с моим указательным пальцем. Слава Богу, что Степкина мама обратила внимание на странные метания сына с разными тряпочками, которыми мы пыталися скрыть наше преступление. Палец зажил, не волнуйтесь. Но мы даже не пытались обратиться за помощью — боялись, что попадет.
Во всем мире детей приучают рассказывать взрослым обо всем, что пугает, или просто хоть как-то отличается от обычного течения жизни. А наши дети радостно вступают в разговор с «очень добрым дяденькой, который обещал показать щенка». И не рассказывают родителям об этой встрече, ведь ябедничать нехорошо.
Так что не стоит стыдить малыша, который жалуется воспитателю. Он выполняет свой гражданский долг и восстанавливает мировую гармонию. И — если внимательно приглядеться — не получает от этого никакой выгоды, но и изгоем не становится, они все такие.
Школьные годы. Не чудесные ни разу
У младших школьников возрастные задачи совсем другие: им надо адаптироваться к новой социальной среде, завоевать себе место в компании сверстников, привлечь внимание противоположного пола. А в этой компании ябедничать не принято. Поэтому и случаются такие истории, как в Екатеринбурге.
Учительница первого класса применяла педагогические методы, которые кроме как «гестаповскими» и не назовешь. Практиковалось «прогоняние сквозь строй», когда весь класс выстраивался в шеренгу и каждый должен был ударить провинившегося, вытряхивание портфеля на пол, чтобы нерадивый ученик ползал на коленях и собирал все, а остальные смеялись, рукоприкладство. А самое главное — было строжайше запрещено жаловаться родителям, потому что «мы одна команда, и доносчикам у нас не место». Все открылось, когда одного из детей госпитализировали после попытки (слава Богу неумелой и несерьезной) самоубийства. Самое удивительное, что большая часть родителей учительницу ... поддержала. «Она сильный педагог,» - заявили родители, - «дети хорошо учатся и готовятся ко взрослой жизни».
Дети молчат, когда их преследуют, не говорят, что кто-то их бьет и отнимает деньги, очень часто скрывают, что видели и слышали о чем-то явно нехорошем.
Семилетняя Настя позвонила маме из спортивного лагеря вся в слезах. Сквозь рыдания маме удалось разобрать, что дочь днем зашла в комнату к старшим девочкам, и увидела, что они лежат «совсем раздетые» друг на друге и целуются и «ещё что-то делают руками». Увиденное настолько потрясло Настю, что она потеряла сознание. А потом позвонила маме.
Так как до конца смены оставалось всего ничего, мама успокоила дочку, и договорилась, что та не будет больше заходить в ту комнату. А вечером позвонила мама Настиной подружки и сказала, что свою дочь она из лагеря забрала. Соня жила в одной комнате с этими старшими девочками, и, как выяснилось, подвергалась ежедневным угрозам и запугиванию. «Они сказали, что отрежут мне уши и зашьют рот, если я кому-нибудь скажу, что они делают. И ещё, что отравят меня ночью».
Для меня самое потрясающее в этой истории то, что ни девочки, ни обе мамы даже не попытались связаться с тренером, руководством лагеря, чтобы защитить своих детей. Почему? Да все потому же: чтобы у детей не было неприятностей из-за «доноса». Настя и Соня получили хороший урок, как «не надо себя вести»: что бы ни случилось — нельзя выносить сор из избы.
Уважаемые родители, я очень прошу вас: убедите своих детей рассказывать вам все. Необходимо, чтобы дети знали: что бы не случилось, вы на их стороне. Вы разберетесь, восстановите справедливость, вмешается в конфликт, защитите их от опасности. Нельзя оставлять малышей на произвол судьбы.
Прилипалы и подлизы
Но есть все же одна категория детей, которая вызывает отвращение даже у педагогов. Это прилипалы и подлизы. Наушники и ябеды в самом полном смысле этого слова. Дети их избегают, при случае — бьют или обижают, их не принимают в компании, не приглашают на дни рождения и погулять. Что же с ними такое?
Как правило, это глубоко травмированные, несчастные люди, которым для того, чтобы удерживаться на плаву нужно чувствовать свою власть над другими детьми. При большей физической силе они становятся просто агрессорами, теми, кто отнимает деньги и топчет чужие портфели. А тут — вполне безопасный способ, к тому же одобряемый начальством. Для многих этот метод становится любимым на всю жизнь. В тот момент, когда возбужденный жалобщик шепчет учителю на ухо о прегрешениях одноклассников, он получает полное удовлетворение: от чувства близости к взрослому, от того, что ненавистные обидчики зависят от его слов, от ощущения всемогущества.
Грамотные педагоги стараются социализировать таких детей: дают какое-то поручение, для выполнения которого требуется командная работа. Только не в коем случае не связанное с проявлением власти: проверять сменку, собирать дневники, раздавать что-нибудь для ябеды совершенно губительно, его невроз получит мощное подкрепление и расцветет пышным цветом. А вот сделать проект по технологии, подготовить снаряжение к походу, надписать 20 открыток к празднику 8 марта и 23 февраля — все, где можно продемонстрировать свою компетентность и умелость, заслужить всеобщее одобрение за заботу, очень подходяще.
С другой стороны, неграмотные педагоги, которым нужны дополнительные рычаги для управления классом, как раз и дают поручения, вызывающие в одноклассниках ещё большую ненависть: записывать опоздавших, выставлять оценки из журнала в дневники, проверять чистоту рук перед завтраком. Это, как вы понимаете, тупиковый путь развития.
Что можно и нужно делать, если вы вдруг обнаружили, что ваш ребенок постоянно жалуется на других детей? Во-первых, постарайтесь проанализировать характер жалоб, может быть вам удастся заметить какую-то закономерность. На кого? На что именно? В какой ситуации? Может ли оказаться так, что он говорит правду и его действительно постоянно кто-то задевает?
Во-вторых, займите позицию наблюдателя, отстранитесь и подумайте: что происходит потом, после того, как ребенок пожаловался. Вы его утешаете? Если утешает — то как? Ласкаете, говорите, что все вокруг плохие, а он один хороший? (Шучу, конечно. Я понимаю, что современным родителям и в голову не придет такое произносить, но смысл вашего послания может быть именно таким.) Или обещаете наказать обидчика?
В любом случае, как и к любому отклонению в поведении ребенка можно и должно относиться как к симптому. Скорее всего, в силу каких-то обстоятельств ваш ребенок чувствует себя отвергнутым, нелюбимым, несправедливо обиженным. Постарайтесь выявить глубинный смысл его жалоб, услышьте второй и третий смысл того, что он говорит. Не все можно исправить, но даже самое простое сочувствие оказывает большое терапевтическое воздействие.
Источник:http://www.katryndemina.ru/article/44