Мысль «а не дефектен ли ребёнок» посещает многих приёмных родителей в особенно трудные периоды — адаптации и возрастных кризисов, когда ребёнок сводит с ума своими капризами, криком, когда ему никак не даётся учёба, когда он обманывает, хамит, проявляет агрессию. Его реакции настолько сильны и непонятны, что обескураживают и пугают, вызывая желание показать ребёнка консилиуму психиатров. Не стоит искать врача, который подтвердит вам, что ваш ребёнок «ненормальный». Если задаться этой целью, то такой врач обязательно найдётся, и в результате может произойти очередная трагедия в жизни вашего уже ребёнка, которая окончательно сломает его внутренний стержень. В любом случае, прежде чем разочаровываться, необходимо выдохнуть и предположить — а не могут ли странности в поведении ребёнка быть обычными возрастными проявлениями, наложившимися на особенности и выученные реакции, вынужденно освоенные в прошлой жизни?
ОТКЛОНЕНИЕ ИЛИ НОРМА?
Одним из основных тревожных поводов приёмные родители называют заметное отставание ребенка от сверстников в развитии. У малышей это может проявляться в вялости реакций. Например, если взять на руки малыша полутора лет, прожившего свою маленькую жизнь в доме малютки, то неприятно изумит его пассивность, вялость ручек и ножек — он как тряпичная кукла. Умение новорождённого обхватывать маму всеми конечностями отказник утрачивает, потому что у него мамы нет, вокруг разные люди, которым некогда его обнимать. То же происходит и со всеми другими умениями и навыками. Но, попав в добрые ласковые руки, малыш может быстро научиться этому.
У деток постарше, взятых из детских домов, часто наблюдается педагогическая запущенность. Её очень легко принять за задержку психического развития — «запущенный» ребёнок показывает более низкий уровень умственного и эмоционально-волевого развития по сравнению со сверстниками. Ребёнка необходимо воспринимать соответственно его уровню, не ожидая и не требуя большего. В определённых пределах и при благоприятных обстоятельствах он может нагнать своих сверстников через несколько лет.
К такому ребенку важно относиться так, как будто он чуть-чуть старше того возраста, которому отвечает его уровень. Это поможет ему быстрее наверстать упущенное. Но не сверх меры. Мы лишь помогаем развиваться, а не устраиваем гонку на выживание.
Необходимо ещё добавить, что ребёнок с педагогической запущенностью может иметь довольно развитые социальные навыки, но только те, которые были ему необходимы для выживания, например, производить хорошее впечатление на взрослых, легко устанавливать контакты с людьми, понимать их эмоции и чувства.
Опережение в развитии не всегда может быть однозначно полезным. Классический пример такого опережения — излишняя сексуальная просвещённость. У родителей, столкнувшихся с проявлениями сексуализированного поведения у принятых в семью детей, это почти всегда вызывает мысли о психической патологии. Специалисты в сфере содействия замещающим семьям помогут осмыслить это и выработать правильную стратегию воспитания.
В период адаптации может наблюдаться временный регресс в поведенческих реакциях, характерных для разного возраста. Старший дошкольник может демонстрировать все проявления фазы «я сам», характерные для трёхлетки. Младший школьник возвращается к играм, интересным для малышей ясельного возраста. Девочка-подросток вместо того, чтобы стремиться к общению со сверстниками, будет пытаться завоевать доверие и любовь новой мамы, проявлять прилипчивость и близость, характерную для пятилетки. Есть и более яркие примеры — семилетняя девочка пыталась без слов, знаками, призывать приёмную маму поиграть с ней как с грудным малышом, девятилетний ребёнок потребовал от своих опекунов соску. Всё это следует воспринимать спокойно. Если ребёнок в кровной семье или в учреждении не смог нормально пройти определённые фазы развития, что-то пропустил, чего-то недополучил, то хорошо, если он пытается восполнить упущенное в новой семье, и ещё лучше, если новые родители распознают эти проявления правильно и сумеют помочь ему.
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ
Дети с трудным жизненным опытом проходят те же возрастные кризисы, что и другие дети. Отличия могут быть в более ярких или, наоборот, сглаженных проявлениях.
Кризис трёх лет может пройти незаметно, если ребёнок никак не стремится к самостоятельности, и взрослым требуются дополнительные усилия, чтобы начать воспитывать в нём волю. Бывает и наоборот, когда характерные особенности возрастного кризиса становятся настолько яркими, что невольно задумаешься о походе к врачу. По приёмным детям, вступившим в подростковый возраст, как через увеличительное стекло можно рассматривать все особенности этого периода в деталях.
Подростковый кризис начинается примерно с 12 лет, в это время происходит самоидентификация ребенка — он пытается ориентироваться в большей мере на позицию своих сверстников, легко попадая под их влияние.
Бывает и наоборот, когда уже старший подросток не может найти общий язык со сверстниками, проявляет инфантильность в общении с окружающими, но в то же время может стремиться к сепарации, одновременно боясь самостоятельной жизни. Такое несоответствие воспринимается приёмными родителями как странность, однако, это элемент возрастного кризиса совершеннолетия, характерный только для приёмных детей, которым предстоит после 18 лет переехать из семьи.
В любом случае — будь то нормативные возрастные проявления или всё-таки отклонения, нужно относиться к ним с пониманием, потому что за всеми шероховатостями характера — личность ребёнка.
Автор: Елена Турлина
Источник: https://www.ya-roditel.ru/