«Семья - это единственное место, где должен расти и воспитываться ребенок». Этим кредо Ксения Зубрий пользуется не только в работе, но и в личной жизни.
«Меня часто спрашивают: «Откуда возникла идея усыновить ребенка?» Отвечу откровенно: для меня это достаточно странный вопрос и я всегда затрудняюсь найти на него ответ. Для меня помочь ребенку, в том числе принять его в семью, - это нормальный естественный процесс, в котором нет ничего необычного. Хотя многие люди честно сознаются, что никогда не смогли бы принять и полюбить чужого ребенка. И я их прекрасно понимаю и не осуждаю. В этом деле главное не заниматься самообманом и понимать, с какой целью ты это делаешь: для ребенка или чтобы закрыть какие-то свои «гештальты»...
Отбросьте все ожидания касательно результатов и самое важное – не ждите благодарности в ответ.
Успех придет только в том случае, если вы будете делать это бескорыстно. Не стоит так же надеяться, что ребенок вырастет и останется «вашим» навсегда. Помните индийскую пословицу: «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, выучи и отпусти».
Я с детства помогала другим. Была помощь интернатам: продуктами, игрушками, одеждой, развлечениями... Но, видя глаза этих детей, я понимала, что единственное что им нужно – это семья. Даже в тех местах, где учреждения были небольшими (до 30 детей) и воспитатели всячески пытались им уделять внимание, было видно, что самое ценное для них – это значимый взрослый, который будет только его.
На тот момент я считала, что я не готова усыновлять ребенка, что я не тот человек, который может себе это «позволить»: у меня не было личного жилья, я жила в гражданском браке, у меня не было кровных детей и опыта их воспитания. И, ко всему прочему, я считала себя недостаточно компетентной и подготовленной для принятия ребенка в семью.
И когда в Украине стартовала программа наставничества – я была в первых рядах! Я уговорила мужа стать наставником тоже, мы собрали все документы, прошли консультации психолога и обучение. После, мы с нетерпением ждали, когда нам подберут ребенка и мы, наконец-то, сможем начать общаться.
Психологи проекта делали взаимоподбор, учитывая потребности ребенка с возможностями и ресурсом наставника. Подозревала ли я тогда, что это закончится нечто большим? Да. Я была готова забрать ребенка в семью, если будет необходимо, хотя мне было очень страшно.
Потом были 9 месяцев наставничества с еженедельными поездками в интернат (я всегда отшучиваюсь, что свою «беременность» я честно «отходила»). Затем 6 лет опеки и уже 3 года, как мальчик официально усыновлен и носит мою фамилию и имя, которое он выбрал себе сам при крещении, спустя несколько месяцев пребывания в нашей семье.
Но я решила на этом не останавливаться. Поскольку всех детей усыновить я не могла, я решила, что нужно менять всю систему и присоединилась к единомышленникам.
Последние 4.5 года я работаю в Международном благотворительном фонде, который помогает реформировать систему интернатных учреждений по всему миру. Миссией фонда является прекращение устройств детей-сирот в государственные учреждения.
Но не все всегда было гладко. Откровенно говоря, дети, которые находятся в интернатных заведениях, нелегко идут на контакт. Они потеряли веру во взрослых, которые их предали или не защитили в детстве, не доверяют им и имеют на это полное право. Поэтому и наши первые встречи довольно холодные.
Наш мальчик получил статус лишенного родительской опеки, когда ему было 7 лет. Его должны были направить или в интернат или в детский дом семейного типа уже для постоянного пребывания. Я же понимала, что единственное место, где ему будет хорошо - это любящая семья. Мы пробовали найти мальчику семью, но желающих принять 8-летнего мальчика не было.
Сейчас другая тенденция, но на тот момент люди не хотели брать взрослых детей. И в один день директор центра прямо спросила меня, не хотим ли мы забрать его к себе. За это время мы привязались к мальчишке, а он видел себя в нашей семье. Мы с мужем посоветовались и приняли самое главное решение.
Под опекой мальчик прожил у меня более 6 лет. Так как на тот момент существовали обстоятельства, согласно которым биологическая мать не могла быть лишена родительских прав, усыновление было невозможным. Лишь три года назад суд, в заседании которого мальчик лично принимал участие, принял долгожданное решение. Наш сын был официально усыновлен, сменил фамилию и имя и стал «законным» членом семьи. Хотя он всегда им был, несмотря на отсутствие этого юридического статуса.
Мне повезло, что моя семья полностью меня поддерживала и приняла его как родного. Моя сестра оставалась с ним, когда я ездила в командировки, мама и папа забирали к себе на каникулы, чтобы я могла хоть немного отдохнуть и порешать какие-то свои вопросы. С появлением сына, моя жизнь изменила свое направление, изменились приоритеты и цели. Моя «планета» начала вращаться вокруг другой, а не вокруг своей оси как раньше. Был тяжелый период адаптации для нас. Дети обычно, сами того не желая, испытывают своих новых родителей, чтобы убедиться, что они ее не покинут и не предадут. Весь негатив, который они носили в себе до сих пор из-за пренебрежения их нуждами они «подарят» вам. Но награда тому - много радости и любви. Это - высший дар.
Мой сын - очень умный и талантливый. У него отличная память и способность забывать все плохое. Ему легко дается все: и физика, и математика, и биология, и иностранные языки. Он долгие годы играл на трубе в оркестре, занимался карате, сейчас увлекается волейболом и самостоятельно учится играть на пианино. После окончания физико-математического лицея, он поступил в один из лучших университетов страны и я очень им горжусь. Естественно, много усилий было приложено,но результат того стоил. Сейчас ему почти 18, он зовет меня мамой, и мы - семья.
Разница между опекой и усыновлением, это как разница между гражданским и официальным браком. Когда ты в законном браке - чувствуешь себя защищенно и спокойно. Когда он был под опекой, мы каждый день встречались с вечными напоминаниями об этом: когда звучали наши разные фамилии, когда упоминается статус ребенка или мой статус по отношению к нему.
Желательно, посвятить себя ребенку в первое время. Но так же, очень важно помнить и о себе. Необходимо обеспечить себе возможность восстанавливаться, избавляться от негативных эмоций и заряжаться позитивной энергией. Делайте все, что угодно. Все, что вам нравиться и наполняет вас. Бегать, танцевать, петь, вышивать, гулять по парку. Находить поддержку у родных и близких, других приемных родителей и оставлять один день исключительно для себя, где вы могли бы восстановиться и набраться сил. Лично я люблю йогу, медитацию, аргентинское танго, путешествия, изучение иностранных языков и помогать другим. У нас с сыном много общих традиций и увлечений, но есть и отличные. Мы прекрасно проводим время вместе и порознь.
Если в вашем сердце действительно есть желание полюбить и принять в свою семью ребенка, - следуйте за своим сердцем. Усыновляя ребенка, ты получаешь даже больше, чем ты ему даешь. Ты пытаешься быть для ребенка лучшим примером, усовершенствуешься и постоянно работаешь над собой.
Мой сын научил меня многому: принимать, прощать, начиная каждый новый день с чистого листа. И любить, любить по-настоящему. Это - самый ценный дар. Я бесконечно ему за это благодарна и не представляю, если бы я поступила по-другому тогда 10 лет назад.
ИСТОЧНИК